Задание 23.
Фурсова Эльвира Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ «Школа №26 г. Благовещенска»
Функционально - смысловые типы речи.
1) В предложениях 3, 4 содержится рассуждение.
2) Предложение 8 поясняет содержание предложения 7.
3) Предложения 9 и 10 противопоставлены по содержанию.
4) В предложениях 12, 13 представлено описание.
5) Предложение 21 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 19.
Ответ: 45.
Формулировка задания
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАЖДОГО ИЗ ТИПОВ РЕЧИ.
Что следует знать для правильного выполнения задания:
Описание — это изображение какого-либо предмета или явления путём перечисления его характерных признаков.
Выделяются три разновидности текстов описательного характера:
портрет — описание внешности человека;
пейзаж — описание природы;
интерьер — описание жилища человека.
Описание показывает то, что мы видим. Поэтому оно может быть сравнимо с живописным полотном. Картину художника мы видим всю разом, но тратим время на рассматривание отдельных подробностей.
ОПИСАНИЕ
Повествование — это связный рассказ о каком-либо событии и его протекании во времени; сообщение о последовательности событий, следующих друг за другом.
Тексты повествовательного характера строятся следующим образом: что произошло сначала, что произойдёт потом, что будет дальше. Поэтому повествование можно сравнить с кадрами кинофильма.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Рассуждение — это доказательство определённой точки зрения, логичное объяснение чего-то, обсуждение события или явления с разных позиций.
В рассуждении содержится анализ причинно-следственных связей между явлениями и событиями; приводятся доказательства справедливости той или иной точки зрения; даётся оценка приводимых фактов.

РАССУЖДЕНИЕ
Рассуждение что-то доказывает и обычно состоит из трёх частей:
тезис (утверждение, которое нужно доказать);
доказательства этой мысли путём приведения логических аргументов, фактов, примеров;
итоговый вывод.
а то, что перед нами текст, построенный по типу рассуждения, часто указывает:
наличие нескольких вопросительных предложений, которые носят характер риторических вопросов;
использование автором вводных слов, выполняющих выполняющих роль логической связи между частями.


РАССУЖДЕНИЕ
1) Чаще всего выпускники ошибаются в определении рассуждения в тех случаях, когда в нём ярко выраженного тезиса и его доказательств, а речь идёт об объяснении чего-либо.
2) Большой по объёму текст часто бывает неоднородным по типу речи. Поэтому важно определить, какой тип речи в данном тексте является главным. Другие типы речи, если они есть, будут вспомогательными по отношению к нему.

ПРИМЕЧАНИЕ:
(3)С тех пор было написано великое множество книг, умных и дурацких, талантливых и не сказать чтобы отмеченных «искрой Божьей», которые (в том-то всё и дело) физически невозможно перечитать. (4)Спрашивается: а чего, собственно, ради скрипели перьями, может быть, миллионы людей, обременённых даром художественного слова, зачем они недосыпали-недоедали и мучились под пытками синтаксисом, если их сочинения обречены на безвестность, если книги, рождённой в ночной тиши, никогда не коснётся человеческая рука?

1) В предложениях 3, 4 содержится рассуждение
(12)По второму пункту: люди вот уже пять тысяч лет читают книги по той причине, что им от Бога вышло такое внушение – раз своего ума мало, если ты бесчувствен, как сапог, то потрудись освоить хотя бы часть корпуса великой литературы, чтобы приобщиться к великому знанию о жизни и о себе. (13)И ведь действительно: с мудрым автором связаться через печатное слово – это совсем не то, что выяснить по сотовому телефону у Саши или у Маши, что они кушали на обед; это совсем не то, что выслушать от матери нагоняй за бестолковость и нерадение.

4) В предложениях 12, 13 представлено описание.
1/14
Made on
Tilda