Задание 3.
Фурсова Эльвира Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ «Школа №26 г. Благовещенска»
Контекстное определение лексического значения многозначных слов.
РАБОТАТЬ, -аю, -аешь; несов.
1) Трудиться над чем-н., а также вообще находиться в действии, в работе. Р. у станка. Весь день р. над книгой. Машина работает. Завод работает. Магазин работает без перерыва. Не мешайте р. Р. мышц.
2) Иметь где-н. какое-н. постоянное занятие, должность, служить. Р. на заводе, в институте, в театре. Р. слесарем.
3) на кого-что. Действовать в чьих-л. интересах. Р. на тайную полицию. Р. на конкурентов. 4) чем. Управлять чем-н. Р. рычагом. Р. локтями (перен. проталкиваться распихивая других; разг.).
Формулировка задания
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАБОТАТЬ (РАБОТАЯ). Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
РАБОТАТЬ, -аю, -аешь; несов.
1) Трудиться над чем-н., а также вообще находиться в действии, в работе. Р. у станка. Весь день р. над книгой. Машина работает. Завод работает. Магазин работает без перерыва. Не мешайте р. Р. мышц.
2) Иметь где-н. какое-н. постоянное занятие, должность, служить. Р. на заводе, в институте, в театре. Р. слесарем.
3) на кого-что. Действовать в чьих-л. интересах. Р. на тайную полицию. Р. на конкурентов. 4) чем. Управлять чем-н. Р. рычагом. Р. локтями (перен. проталкиваться распихивая других; разг.).
Формулировка задания
(2)Ведь она, работая автоматически, заставляет сердце сокращаться в нужном ритме даже во время сна.
определить, в каком из лексических значений употреблено в предложении многозначное слово, можно только из контекста, используя приём подставки:
поочерёдно подставить место многозначного слова в предложение каждое из его толкований; если предложение при этом не утратит своей смысловой цельности, значит, это показатель того, что ответ является правильным.
Что следует знать для правильного выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Найдите указанное предложение.
3. Включите каждое из предложенных лексических толкований взамен слова, данного для анализа.
4. Определите, потеряло или не потеряло предложение в ходе проведённого лингвистического эксперимента своей смысловой цельности:
— если предложение не потеряло своей смысловой цельности — ответ верен.


АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
1/14
Made on
Tilda