Задание 7.
Фурсова Эльвира Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ «Школа №26 г. Благовещенска»
Грамматические нормы русского языка

самый МОЛОДОЙ сотрудник
нет ЗАМОРОЗКОВ
много спелых ВИШЕН
следы на СНЕГУ
он более УГРЮМЕЕ

Ответ: ___________________________.
Формулировка задания
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
типичные ошибки, которые НЕЛЬЗЯ допускать при образовании грамматических форм разных частей речи:
СРАВНИТЕЛЬНОЙ и ПРЕВОСХОДНОЙ степени имён прилагательных;
ПАДЕЖНЫХ ФОРМ имён числительных;
СОБИРАТЕЛЬНЫХ имён числительных;
числительных ОБА, ОБЕ;
Что следует знать для правильного выполнения задания:
Простая форма сравнительной степени - ЕЕ, ЕЙ, Е, ШЕ
КРАСИВЕЕ, ТЯЖЕЛЕЙ, ГРОМЧЕ, ТОНЬШЕ

Составная форма сравнительной степени - БОЛЕЕ + н.ф.
Более красивая, более тонкий

Нормативное образование СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ имён прилагательных
Простая форма превосходной степени - ЕЙШ, АЙШ
КРАСИВЕЙШИЙ, ТОНЧАЙШИЙ

Составная форма превосходной степени - САМЫЙ + н.ф. или НАИБОЛЕЕ + н.ф.
Самая красивая, наиболее умный

Нормативное образование СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ имён прилагательных
Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения
Ошибочными являются следующие образования:
А) Она более умнее,чем он.
Правильно: Она более умная, чем он. Она умнее,чем он.
Б) Это самая высочайшая в городе башня.
Правильно: Это самая высокая башня в мире. Это высочайшая башня в мире.
Следует избегать ошибок при образовании степеней сравнения имён прилагательных:
1. Числительные 40, 90,100 в В.п. и Им.п. — сорок, девяносто, сто; в остальных падежах — окончание -А.
2. При склонении сложных числительных 50, 60, 70, 80 изменяются обе части:
Р.п. ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ
Т.п. ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ, ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ, СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ, ВОСЕМЬЮДЕСЯТЬЮ (домами)
Нормативное образование и употребление падежных форм имён числительных
3. При склонении сложных числительных 200, 300, 400 изменяются обе части:
Р.п. ДВУХСОТ, ТРЁХСОТ, ЧЕТЫРЕХСОТ (домов)
Т.п. ДВУМЯСТАМИ, ТРЕМЯСТАМИ, ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ (домами)
П.п. ДВУХСТАХ, ТРЁХСТАХ, ЧЕТЫРЁХСТАХ (домах)
ПРИМЕЧАНИЕ: в случае затруднения при склонении таких имён числительных вместо СОТ можно подставить слово НОТА:
Р.п. нет (ЧЕГО?) двух, трёх, четырех НОТ = нет двухсот, трехсот домов
Нормативное образование и употребление падежных форм имён числительных
4. При склонении имён числительных 500, 600, 700, 800,900 изменяются обе части:
Р.п. ПЯТИСОТ, ШЕСТИСОТ, СЕМИСОТ, ВОСЬМИСОТ, ДЕВЯТИСОТ
Д.п. ПЯТИСТАМ, ШЕСТИСТАМ, СЕМИСТАМ, ВОСЬМИСТАМ
Т.п. ПЯТЬЮСТАМИ, ШЕСТЬЮСТАМИ, СЕМЬЮСТАМИ
П.п. ПЯТИСТАХ, ШЕСТИСТАХ, СЕМИСТАХ, ВОСЬМИСТАХ

ПРИМЕЧАНИЕ: для удобства в случае затруднения вместо СОТ можно подставить НОТА: Р.п. нет (ЧЕГО?) пяти нот = пятисот домов
Нормативное образование и употребление падежных форм имён числительных
5. При склонении составных имён числительных изменяется каждое слово:
Р.п. (нет) ДВУХ ТЫСЯЧ ПЯТИСОТ СЕМИДЕСЯТИ ТРЁХ (книг)
Д.п. ДВУМ ТЫСЯЧАМ ПЯТИСТАМ СЕМИДЕСЯТИ ТРЁМ (книгам)
Т.п. ДВУМЯ ТЫСЯЧАМИ ПЯТЬЮСТАМИ СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ ТРЕМЯ
П.п. О ДВУХ ТЫСЯЧАХ ПЯТИСТАХ СЕМИДЕСЯТИ ТРЁХ (книгах)

Нормативное образование и употребление падежных форм имён числительных
5.2. Склонение дробных имён числительных ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ, ПОЛТОРАСТА.
Числительные ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ в И.п и В.п имеют форму ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ, а в остальных падежах — ПОЛУТОРА.

Числительное ПОЛТОРАСТА в И.п и В.п имеет форму ПОЛТОРАСТА, ПОЛТОРЫ, а в остальных падежах — ПОЛУТОРАСТА.


Нормативное образование и употребление падежных форм имён числительных
5.3. Склонение составных порядковых числительных
При составлении порядковых числительных (КОТОРЫЙ?) изменяется только последнее слово.
Р.п. (нет) ДВЕСТИ ЧЕТВЁРТОГО кабинета
П.п О ДВЕСТИ ЧЕТВЁРТОМ кабинете

«в двух тысячи первом году» - НЕВЕРНО
«в двЕ тысячи первом году» - ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ


Нормативное образование и употребление падежных форм имён числительных
6. Нормативное употребление собирательных числительных
Собирательные числительные (ДВОЕ, ТРОЕ, ЧЕТВЕРО и т.д.) употребляются только в следующих случаях:
1) с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев;
2) с именами существительными ДЕТИ, ЛЮДИ, РЕБЯТА, а также со словом ЛИЦО, употреблённом в значении «человек»: трое детей, четверо молодых людей, двое ребят, двое незнакомых лиц;


Нормативное образование и употребление падежных форм имён числительных
3) с существительными, обозначающими названия детёнышей животных: четверо котят, семеро козлят;
4) с существительными,имеющими форму только множественного числа: семеро суток, двое саней, четверо ножниц;
5) с личными местоимениями: нас было трое; их пришло пятеро.
Собирательные числительные НЕ употребляются:
1) с именами существительными, обозначающими лиц женского пола;
2) с именами существительными, обозначающими взрослых особей животных


Нормативное образование и употребление падежных форм имён числительных
7. Нормативное употребление числительных ОБА, ОБЕ
Употребление этих собирательных имён числительных зависит от РОДА имени существительного:
— имя числительное ОБА употребляется только с именами существительными мужского и среднего рода: оба брата, в обоих креслах;
— имя числительное ОБЕ употребляется только с именами существительными женского рода: обе сестры, к обеим сёстрам.
Нормативное образование и употребление падежных форм имён числительных
1/14
Made on
Tilda