Задание 7.
Фурсова Эльвира Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ «Школа №26 г. Благовещенска»
Нормативное образование и употребление местоимений и глагольных форм

важные ДОГОВОРЫ
салат из ПОМИДОРОВ
ЕХАЙ в Подмосковье
скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ
с ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ тетрадями

Ответ: ПОЕЗЖАЙ.
Формулировка задания
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
типичные ошибки, которые НЕЛЬЗЯ допускать при образовании грамматических форм разных частей речи:
ЛИЧНЫХ местоимений;
ВОЗВРАТНЫХ ФОРМ глагола с суффиксом -СЯ;
форм ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ некоторых глаголов с суффиксом -НУ-;
ПРИЧАСТИЙ и ДЕЕПРИЧАСТИЙ

Что следует знать для правильного выполнения задания:
1) Местоимения «ИХНИЙ», «ИХНЕЕ», «ИХНИЕ» в русском языке отсутствуют. Поэтому правильно следует говорить: ИХ ДОМ (а не «ихний дом»; ИХ лекарство (а не «ихнее лекарство»); ИХ дети (а не «ихние дети»).
2) Грамматически правильными являются формы «был У НЕЁ», «увлечён ЕЮ».
3) Грамматически правильными являются следующие словосочетания:
грущу по ВАС,
тоскую по ВАС.

Нормативное образование и употребление местоимений
4)При склонении к личным местоимениям ОН, ОНА, ОНО, ОНИ прибавляется начальная буква Н, если они стоят:
— после производных предлогов ВОКРУГ, ВПЕРЕДИ,ВОЗЛЕ, МИМО, НАПРОТИВ, ОКОЛО, ПОСРЕДИ, ПОСЛЕ и др., образованных от наречий и управляющих родительным падежом: вокруг них, возле неё, впереди него.
— после непроизводных предлогов БЕЗ, В, ДЛЯ, ЗА, ДО, ИЗ, К, С, У и др.: без неё, за ними, от него, к ней.

Нормативное образование и употребление местоимений
1. Некоторые глаголы в русском языке не имеют формы 1 лица единственного числа, так как они затруднительны для произношения, то есть из-за их неблагозвучности: ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ПЕРЕУБЕДИТЬ, РАЗУБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ОЩУТИТЬ, ЗАТМИТЬ, ДЕРЗИТЬ, ПЫЛЕСОСИТЬ, ЗАЩИТИТЬ, ПРОСЛЕЗИТЬСЯ, ЗАЩИТИТЬ,
ПРОСЛЕЗИТЬСЯ и др.
Я ХОЧУ (СМОГУ, НАДЕЮСЬ) УБЕДИТЬ;
Я ПОПЫТАЮСЬ ОЩУТИТЬ; Я ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ, Я МОГУ ОЧУТИТЬСЯ, Я НАДЕЮСЬ ЗАЩИТИТЬ.
Нормативное образование и употребление глагольных форм
2. Нормативным является следующее образование форм повелительного наклонения ряда глаголов:
ЛЕЧЬ — ТЫ ЛЯГ — ВЫ ЛЯГТЕ
ЕХАТЬ — ТЫ ПОЕЗЖАЙ — ВЫ ПОЕЗЖАЙТЕ
РАЗЪЕХАТЬСЯ — ТЫ РАЗЪЕЗЖАЙСЯ — ВЫ РАЗЪЕЗЖАЙТЕСЬ
ЕЗДИТЬ — ТЫ ЕЗДИ — ВЫ ЕЗДИТЕ
ПОЛОЖИТЬ — ТЫ ПОЛОЖИ — ВЫ ПОЛОЖИТЕ
ГЛЯДЕТЬ — ТЫ ГЛЯДИ — ВЫ ГЛЯДИТЕ
Нормативное образование и употребление глагольных форм
2. Нормативным является следующее образование форм повелительного наклонения ряда глаголов:
ТРОГАТЬ — ТЫ НЕ ТРОГАЙ — ВЫ НЕ ТРОГАЙТЕ
МАХАТЬ — ТЫ НЕ МАШИ — ВЫ НЕ МАШИТЕ
КЛАСТЬ — ТЫ КЛАДИ — ВЫ КЛАДИТЕ
БЕЖАТЬ — ТЫ БЕГИ — ВЫ БЕГИТЕ
ВЫСЫПАТЬ — ТЫ ВЫСЫПИ — ВЫ ВЫСЫПИТЕ
ПРОПОЛОСКАТЬ — ТЫ ПРОПОЛОЩИ — ВЫ ПРОПОЛОЩИТЕ
Нормативное образование и употребление глагольных форм
3. Нормативным является следующее образование личных форм глаголов настоящего, будущего времени:
ЕЗДИТЬ — Я ЕЗЖУ — ОН ЕЗДИТ
ЛАЗИТЬ — Я ЛАЖУ — ОН ЛАЗИТ
МАХАТЬ — Я МАШУ — ТЫ МАШЕШЬ — ОН МАШЕТ — МЫ МАШЕМ
ЖЕЧЬ — Я ЖГУ — ТЫ ЖЖЕШЬ — ОН ЖЖЁТ — МЫ ЖЖЁМ
ПЕЧЬ — Я ПЕКУ — ТЫ ПЕЧЁШЬ — ОН ПЕЧЁТ— МЫ ПЕЧЁМ
БЕРЕЧЬ — Я БЕРЕГУ — ТЫ ТЫ БЕРЕЖЁШЬ — ОН БЕРЕЖЁТ
Нормативное образование и употребление глагольных форм
5. Для литературного языка характерны следующие глагольные формы ОН МАШЕТ, ОН ПЛЕЩЕТСЯ, ОН КОЛЫШЕТСЯ, ОН КУДАХЧЕТ, ОН МУРЛЫЧЕТ, ОН МЯУКАЕТ, ОН ПОПРОБУЕТ.

6. Не следует путать глаголы НАДЕТЬ и ОДЕТЬ:
«ОДЕТЬ» — «ПОКРЫТЬ ЧЬЁ-ЛИБО ТЕЛО ОДЕЖДОЙ»
«НАДЕТЬ» — «ПОКРЫТЬ ОДЕЖДОЙ СЕБЯ»
Нормативное образование и употребление глагольных форм
7. Нормативное употребление глаголов КУШАТЬ и ЕСТЬ.
КУШАТЬ — приторно вежливый и употребляется для приглашения гостей к еде (КУШАТЬ ПОДАНО) или при обращении к ребёнку (Ромочка, кушать будешь?)
В остальных случаях употребляется глагол «ЕСТЬ».
«Я ЕМ», «УТРОМ Я ОБЫЧНО ЕМ ЙОГУРТ", «ВЫ УЖЕ ЕЛИ СЕГОДНЯ?»
8. Не следует использовать в речи: «Я ИЗВИНЯЮСЬ»
Правильно: «ИЗВИНИТЕ (ПРОСТИТЕ) МЕНЯ».
Нормативное образование и употребление глагольных форм
9. Нормативное употребление глаголов ЗАКОНЧИТЬ — ОКОНЧИТЬ.
ЗАПОМНИТЕ: ЗАКОНЧИТЬ РАБОТУ, ДЕЛО; но ОКОНЧИТЬ ШКОЛУ,
УНИВЕРСИТЕТ.
10. Нормативное употребление глаголов ОПЛАТИТЬ —ЗАПЛАТИТЬ:
Глагол «ОПЛАТИТЬ» употребляется без предлога.
ЗАПОМНИТЕ: ОПЛАТИТЬ ПРОЕЗД, ОПЛАТИТЬ МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН, но ЗАПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД.

Нормативное образование и употребление глагольных форм
11. Нормативное употребление глаголов САДИСЬ —ПРИСЯДЬТЕ.
ЗАПОМНИТЕ: «САДИТЕСЬ,ПОЖАЛУЙСТА»
12. Слова «ЛОЖИТЬ» в русском литературном языке НЕТ.
ПРАВИЛЬНО: «НЕ КЛАДИ ШАПКУ НА СТОЛ».
13. Нормативное употребление глаголов ВЫХОДИТЬ/ВЫЙТИ — СХОДИТЬ/СОЙТИ: ВЫЙТИ ИЗ АВТОБУСА.
14. Нормативное употребление глаголов ПРЕДСТАВИТЬ — ПРЕДОСТАВИТЬ.




Нормативное образование и употребление глагольных форм
15. ЗАПОМНИТЕ:
ПОСТРИЧЬСЯ
ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ
НАСМЕХАТЬСЯ
ПОДЧЕРКНУТЬ, но ПОЧЕРК



Нормативное образование и употребление глагольных форм
16. Нормативным является следующее образование форм прошедшего времени ряда глаголов:
СОХНУТЬ — он СОХ
ПРОМОКНУТЬ — он ПРОМОК
ЗАМЁРЗНУТЬ — он ЗАМЁРЗ
ОКРЕПНУТЬ — он ОКРЕП



Нормативное образование и употребление глагольных форм
1.От переходных глаголов совершенного вида (ЧТО СДЕЛАТЬ?) ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ причастия настоящего времени не образуются.
2. От глаголов совершенного вида (ЧТО СДЕЛАТЬ?) не могут быть образованы деепричастия с суффиксами -А-, -Я-, а только с -В-: сложив в стопку, посмотрев в мою сторону, не проронив слов.




Нормативное образование и употребление причастий и деепричастий
3. От глаголов несовершенного вида (ЧТО ДЕЛАТЬ?) НЕ могут быть образованы деепричастия с суффиксом -В-, а только с -А-, -Я-.
СМОТРЯ ВПЕРЕД, ЧИТАЯ КНИГУ.




Нормативное образование и употребление причастий и деепричастий
1. Определите, к какой части речи относится данное слово.
2. Имя существительное.
3. Имя прилагательное.
4. Имя числительное.
5. Местоимение.
6. Глагол.
7. Причастие.
8. Деепричастие.




АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
1/14
Made on
Tilda